Балашова Е.В.
МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ БИБЛИОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

          Проблемы формирования новой российской экономики наиболее ярко проявляются в социальной сфере.
Неблагополучная социальная ситуация с детьми и юношеством – увеличивающееся количество разводов; пьянство, материальная и моральная несостоятельность родителей; не обучающиеся и не работающие подростки; безпризорничество – это лишь вершина айсберга, доступная для обозрения, ставшая привычной, а потому, видимо, порождающая безразличие.
Учреждения, занимающиеся проблемами детства и юношества (центры медико-социальной реабилитации; территориальные центры социальной  помощи семье и детству; психологические центры и т.д., в том числе и библиотеки) сегодня оказались не готовы к такому наплыву проблем, требующих немедленного реагирования и решения.
        Изучение подростковой, молодежной аудитории, является основой для разработки программ, учитывающих запросы нового поколения.
У молодого человека, который занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, происходит не только количественное увеличение и расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все более взрослых ролей. Это определяет и своеобразие его психики. Решая задачу социального и личностного самоопределения, ему нужно найти свое место в жизни, для чего необходимы: дифференциация умственных способностей и интересов, развитие самосознания, становление мировоззрения и жизненной позиции.
        Читательская деятельность помогает личности реализовывать свои общественные функции – стать восприемником существующих общественных отношений, материальной и духовной культуры, и субъектом их развития в будущем.
Для подросткового чтения специфичны так называемые программно-целевые мотивы: учебные, ценностно-ориентированные, профориентационные.
Молодежная мода, массовая культура также оказывают большое воспитательное воздействие, причем иногда, в силу распространенности подобных явлений среди юношей и подростков, создается впечатление, что влияние моды и массовой культуры достаточно серьезно, устойчиво и глубоко. На самом деле это не так. Многие явления подобного рода временны  и поверхностны, с возрастом проходят. Тревогу должны вызывать не сами эти явления, а их долговременные последствия, связанные, например, с длительным отвлечением внимания подростков и молодых людей от других, более серьезных источников личностного развития.
Одинаковые вкусы для подростков и юношей нередко выступают признаком того, что их сверстников волнуют те же личные проблемы, что и их самих. Это обеспечивает межличностный выбор и избирательность в общении, а он, в свою очередь, будучи замкнутым на определенном круге людей, направляет воспитание.
        Таким образом, в переходный период взросления идет довольно острая внутренняя борьба. Она развивается между усвоением т. наз. массовой, т.е. упрощенной, примитивизированной культуры, и высокой культурой, настоящей, признанной в мире и получающей высокую оценку специалистов.
Сейчас становится все более очевидно, что основной функцией библиотеки должна стать не идеологизирующая или педагогическая, как это было раньше, а социализирующая.
        Социализация личности – процесс становления личности, развития психологических и социальных качеств человека под воздействием микро-и макросоциума (принято различать следующие виды социализации: поло-ролевая; семейно-бытовая; профессионально-трудовая, этносоциализация; субкультурно-групповая (взаимовоспитание); послетрудовая (пенсия); ресоциализация (после болезни, тюрьмы и т.д.).
Исходя из понимания специфики библиотеки и сути процесса социализации в качестве цели библиотечного влияния на юношество Ю.Н. Мелентьева предлагает определить помощь личности в прохождении ступеней социализации. Таким образом, сформулированная цель библиотечного влияния на личность обусловливает и основные направления работы библиотеки: (1) формирование самосознания, (2) выбор профессии; (3) выбор спутника жизни и т.д.
        Рассматривая юношество в качестве объекта библиосоциальной работы важно акцентировать внимание библиотекарей на таких направлениях деятельности, которые (используя библиотечные методы и средства) могут содействовать решению жизненно актуальных проблем и адаптации молодых людей в современном обществе.
Важные направления библиосоциальной работы, на наш взгляд, показывает изучение молодых читателей. 
Выявление референтных групп, их изучение дает возможность библиотечному работнику определить ценностные ориентиры определенной молодежной группы.
Обозначив проблему, мы отнюдь не ставили задачу нарисовать только негативную картину происходящего сегодня. Подготовка грамотных специалистов, владеющих теорией и методикой работы с современными подростками и молодыми людьми – дело ближайшего будущего.
Hosted by uCoz